Уборка как духовная практика

Писательница и учитель медитации Сильвия Бурстейн – о роли уборки в процессе тренировки ума. 

English

Узнав, что наведение порядка сейчас стало темой нескольких книг-бестселлеров, я с удовольствием вспомнила, что в книге Ньянапоника Тхеры «Видение Дхаммы» одно из определений памятования/осознанности, которое дает досточтимый Махатхера – «то, что прибирается в уме». В свое время я думала, что слово «прибираться» своеобразно и, скорее всего, напоминает автору о том, как тщательно вела домашнее хозяйство его немецко-еврейская мать. Я помню, что учила по этой теме и разверстывала эту мебельную метафору, говоря: прибравшись в своем уме, я бы знала, что там есть и где что находится – чтобы ни обо что не споткнуться и не причинить себе боль.

Сейчас мне думается, что наведение порядка – в большей степени, чем знание того, что в наличии и где что находится – подразумевает понимание того, за что мне больше не нужно держаться и без чего мне было бы лучше, и включает шаги к тому, чтобы  от бремени избавиться.

Освобождение от хлама в шкафах и умах – в равной степени духовные практики; разумеется, они взаимосвязаны, но одна видима, а другая невидима.

Моя дочь Элизабет, когда я обсудила с ней свою идею, сказала, что мне нужно использовать критерий «ЧБОБ» – Что Бы Отдал Будда. Буддийские монахи и монахини по традиции владеют лишь самой необходимой одеждой, которую держат при себе, и полагаются на других в деле предоставления пищи, медицинского ухода и других базовых предметов заботы. Я знаю, что Элизабет имеет в виду использование различающего осознавания с тем, чтобы распознать мудрые жизненные решения. Моя подруга Мэри-Кэй Свини, управляющая службой помощи бездомным в том округе, где мы живем, как-то раз подарила мне магнит на дверь холодильника с напоминанием: «Свитер в шкафу, который ты не носил(а) годами, не твой. Он принадлежит бездомному, который ждет, что ты его вернешь». Я размышляю над тем, сколько пар носок мне на самом деле нужно с учетом того, что стираю я раз в неделю. Сколько мне нужно на самом деле? Нужно ли мне хранить толстовку с милым значком просто потому, что мой ребенок-подросток подарил её мне на День Святого Валентина 30 лет назад? Действительно ли мне нужно содержимое бесчисленных пластиковых мешков с недовязанными свитерами, которые я когда-то могу закончить, или лучше их подарить (добавив пряжи и спиц) местному дому престарелых, где есть клуб вязания? А крошечный пакетик с мини-кассетами, где записаны еле слышные беседы, которые я 35 лет назад вела со своим 98-летним дедом? Мне их не на чем проигрывать. Голос его я слышу в уме. Кому, кроме меня, нужно или захочется их услышать? Когда-то у меня была катушечная запись разговора, который состоялся между моей матерью и тетей моего мужа Селией 59 лет назад, когда родился мой сын Майкл. Каждый раз, когда я роюсь в конкретных старых коробках, то надеюсь снова найти эту запись. Наверняка не найду. Это совершенно точно не имеет значения – я помню, что они говорили, слышу их в своем уме, и всегда радуюсь, когда о них думаю. Пленка мне не нужна.

Ключевое учение Будды таково: умственное требование – чувство – нуждающееся в том, чтобы что-то было отлично от того, что есть, является страданием.


Истончик: Tidying as a Spiritual Practice | Sylvia Boorstein