Памятование о дыхании с устойчивостью

Доктор Алан Уоллес – Выдержка из “Революции внимания” (Attention Revolution, опубликовано Wisdom Publications. Все права на текстовый отрывок принадлежат автору и издателям).

Начните эту сессию, как и раннее, с приведения своего тела к состоянию отдыха, которому присущи три качества: раслабленность, устойчивость и бдительность. Пронизывая осознаванием тактильные ощущения повсюду в вашем теле, сделайте три медленных, глубоких вдоха и выдоха, наблюдая за тем, как ощущения при дыхании заполняют ваше тело от живота до грудной клетки. Затем позвольте своему дыханию возвратиться к его естественному ритму и просто несколько минут присутствуйте с дыханием, сохраняя его настолько свободным от усилий, насколько возможно.

Подготовившись таким образом, вы создаете основу в форме расслабления. Не теряя это чувство легкости, теперь перенесите акцент на взращивание устойчивости внимания. Это способность удерживать фокус вашего внимания, не допуская его разделения и разрушения в силу отвлекающих мыслей и ощущений. С этой целью, вместо того чтобы памятовать о различных ощущениях, возникающих при дыхании во всем вашем теле, сосредоточьте внимание  только на ощущениях, возникающих при каждом вдохе и выдохе в вашем животе. Как и раннее, отмечайте продолжительность каждого вдоха и выдоха и наблюдайте за продолжительностью пауз между циклами дыхания.

В силу простой привычки через ваш ум подобно водопаду будут нисходить непреднамеренные мысли. Один из способов перекрыть этот бесконечный поток формирования идей – подсчет циклов дыхания. Попробуйте применить его прямо сейчас, считая “один” в начале своего первого вдоха и затем пристально наблюдая за ощущениями от дыхания на протяжении оставшейся части вдоха и всего выдоха. Считайте “два” в начале  следующего цикла дыхания, и продолжайте в том же духе, пока это кажется вам полезным. Пусть эти мысленно произносимые цифры будут краткими, чтобы ваше внимание к счету не перекрывало осознавание вами самого дыхания. Цель подсчета циклов дыхания – в том, чтобы внести в практику краткие напоминания: памятование о памятовании – чтобы вас не уносили отвлекающие мысли. Наблюдение за этими мысленными отметками, разделенных равными интервалами по ходу дыхания, подобно обращению внимания на указатели расстояния на обочине сельской дороги – своим присутствием они показывают вам, что вы движетесь по правильному пути, а отсутствие их говорит о том, что вы свернули с избранной дороги.

Эта фаза практики в первую очередь посвящена памятованию о дыхании, а не подсчету. Легко сохранять уровень внимания, достаточный лишь для того, чтобы продолжать помнить о подсчете, при этом в перерывах между числами позволяя уму, подобно собаке без поводка, блуждать самостоятельно. Пусть подсчет напоминает вам о сосредоточении внимания на тактильных ощущениях от дыхания, меняющихся от мгновения к мгновению. После подсчета цикла дыхания в начале вдоха, на протяжении оставшейся части вдоха позвольте уму быть настолько концептуально-безмолвным, насколько это возможно; а в ходе выдоха отпустите все непреднамеренные мысли, которые возникли. Как упоминалось раннее, усиливайте свое внимание (противодействуя вялости) в ходе выдоха, и расслабляйте свое внимание (противодействуя возбужденности) с каждым выдохом. Однако не расслабляйтесь настолько сильно, чтобы впасть в отключку или притупленность. Таким образом, с каждым полным циклом дыхания вы противодействуете двум главным дефектам внимания.

Медитация – это акт уравновешивания внимания и расслабления. Его освоение требует противодействия естественному рефлексу, в силу которого мы стараемся активнее – или зажимаемся – когда видим, что наш ум отвлекся. Вместо этого, стоит нам заметить, что ум отвлекся, мы отпускаем усилия по цеплянию за отвлекающую мысль или физическое ощущение, возвращаемся к дыханию и расслабляемся глубже. Помните, что главный смысл подобной тренировки внимания – не в том, чтобы предотвратить возникновение мыслей. Вместо этого исходная задача – сперва расслабить тело и ум, а затем взрастить устойчивость последовательного удержания внимания на выбранном вами объекте. Мысли будут возникать неизбежно; просто прилагайте все усилия к тому, чтобы они вас не уносили.

Взращиваемый здесь вид осознавания называется обнаженным вниманием, в котором ум полностью сосредоточен на чувственных ощущениях, которые перед ним предстают мгновение за мгновением – а не увязает в концептуальных и эмоциональных реакциях на эти раздражители. Когда вы наблюдаете за ощущениями от дыхания в области живота, вероятнее всего вместе с самими телесными ощущениями будут возникает умственные образы тела. Распознайте различие между тактильными ощущениями при дыхании – такими, какими они предстают перед обнаженным осознаванием, и мысленными образами – того, как, по вашему мнению, выглядит ваше тело, что накладывается вашим концептуальным умом. Стоит вам заметить присутствие этих мысленных образом, высвободите их и направьте свое внимание исключительно на непосредственные тактильные ощущения от дыхания.

Продолжайте практиковать на протяжении одного периода из двадцати четырех минут, экспериментируя со счетом. Пытайтесь иногда подсчитывать циклы дыхания только в начале сессии, а иногда – на протяжении всей сессии; в другие разы подсчитывайте только иногда, когда ум увязает в концептуализации.