Медитации на непостоянстве переживаний и переживающего ума

Бханте Хенепола Гунаратана

Перевод записи из блога издательства Wisdom Publications.

В книге «Медитация на восприятии» Бханте Гунаратана учит нас тому, что медитация может использоваться для исцеления наших тел и умов. Он говорит, что от занятий медитацией на восприятии мы можем ожидать целый спектр позитивных результатов: «На повседневном уровне развитие осознанности может помочь нам в преодолении беспокоящих умственных настроев, таких как гнев, жадность и зависть, и усилении позитивных и здоровых чувств, таких как терпение, любящее дружелюбие и спокойствие ума. Благодаря занятиям медитацией осознанности мы можем начать в большей степени непредвзято и объективно наблюдать за тем, что происходит в наших умах и в мире вокруг нас, и потому способны будем с большей легкостью миновать ситуации, которые могли бы привести к тревоге и несчастью».

В «Гримананда-сутте» Будда советует больному монаху размышлять над десятью восприятиями:

«Однажды Благословенный пребывал в Саватти в роще Джеты, парке Анатхапиндики. В тот раз досточтимый Гиримананда был болен, поражен и страшно болен. Тогда досточтимый Ананда приблизился к Благословенному, выразил ему почтение, присел с одной стороны и сказал ему: «Бханте, досточтимый Гиримананда болен, поражен и страшно болен. Было бы хорошо, если бы Благословенный в силу сострадания посетил его».

«Если, Ананда, ты посетишь бхикку Гиримананду и побеседуешь с ним о десяти восприятиях, возможно, что его недуг немедленно утихнет. Каковы эти десять? (1) Восприятие непостоянства, (2) восприятие не-я, (3) восприятие непривлекательности, (4) восприятие опасности, (5) восприятие оставления, (6) восприятие бесстрастия, (7) восприятие пресечения, (8) восприятие не-радости относительно всего мира, (9) восприятие непостоянства всех обусловленных явлений и (10) памятование о дыхании». (Перевод Бхикку Бодхи)

ИСЦЕЛЯЮЩАЯ МЕДИТАЦИЯ 1 | Непостоянство

Первое исцеляющее восприятие – восприятие того, что пять совокупностей: форма, чувство или ощущение, восприятие, мысль или умственные образования, и сознание – непостоянны, всегда и неизбежно меняются. Как говорит в «Медитации на восприятии» Бханте, даже греческий философ Гераклит, которому принадлежит знаменитая фраза «Нельзя войти в одну реку дважды», осознавал, что все непостоянно. Затем Бханте объясняет, что в соответствии с учением Будды невозможно не только вхождение в одну и ту же реку некого человека – в реку дважды не может вступить и один и тот же человек.

Знакомя нас с первой исцеляющей медитацией, Бханте Гунаратана утверждает: «Непостоянное продолжает быть непостоянным независимо от того, достигаем ли мы просветления. Ничто не пресекает непостоянную природу какой-либо вещи, и природа эта существовала бы независимо от того, появились ли бы будды. Просветление пресекает страдания, потому что просветленные существа не жаждут вещей или не восторгаются вещами, которые каждое мгновение изменяются или угасают. Наше страдание также прекратится, когда мы освободимся от своей привязанности к непостоянным вещам».

Вот как мы можем практиковать эту первую исцеляющую медитацию на непостоянной природе совокупностей:

1. Начинайте каждую медитацию с практики памятования о дыхании.

2. Успокоив тело и ум, направьте свое внимание на восприятие шести видов чувственных объектов: визуальных объектов, звуков, запахов, вкусов, прикосновений и умственных объектов.

3. К примеру, слушайте звуки, издаваемые птицами. Отмечайте, что некоторые издают громкие и раздражающие звуки, а другие – звуки сладостные и влекущие. Также прислушивайтесь к звукам, которые издают люди. Подобно птицам, некоторые издают громкие и раздражающие звуки; другие – звуки мягкие и приятные.

4. Слушая, мы подмечаем, что любой слышимый нами звук всегда меняется. Когда мы внимаем звукам осознанно – без гнева, жадности или помрачения –  то слышим лишь изменение и непостоянство.

5. Затем направьте свое внимание на чувство обоняния; затем на чувство осязания, а затем на зрение.

6. Теперь мы замечаем, что все нами воспринимаемое изменяется. Вещи не возникают в каком-то конкретном порядке. Осознавая звук, мы внезапно начинаем осознавать непостоянство чувства, или мысли, или самого сознания. Мы позволяем уму переживать эти изменения в любом порядке, в котором они возникают. Неважно, какой объект ум начинает осознавать – мы осознаем непостоянство этого объекта. Нам не нужно принуждать себя к тому, чтобы это увидеть. Непостоянство прямо на виду; оно очень ясно очерчено. Все, что мы воспринимаем, явным образом помечено непостоянством.

7. Подобным образом, все виды чувств – приятные, неприятные или нейтральные – что возникают на основе глаз, ушей, носа, языка и тела, непрерывно меняются.

8. Когда возникают мысли – добродетельные, недобродетельные или нейтральные – мы уделяем им полное осознанное внимание. Все, что мы в них замечаем – это изменение.

9. Под спудом всех изменений сокрыто дыхание, и оно также меняется. Чувство дыхания, восприятие дыхания, внимание к дыханию, намерение уделять внимание дыханию и осознавание дыхания – все они меняются, и ничто неспособно пресечь изменения. Ничто неспособно предотвратить изменения чего-либо. Чтобы запустить этот процесс изменений, мы ничего не делаем. Он происходит сам собой.

10. Затем мы осознаем, что изменения – это природа всех форм, чувств, восприятий, мыслей и сознания всех и всего во вселенной. Они все постоянно меняются. С этим пониманием мы дышим. Мы чувствуем, что дышим со всем остальным миром, который переживает изменения так же, как и мы. Подмечать эти изменения без жадности, ненависти и помрачения – это наша практика осознанности. Мы осознаем, что дыхание, чувство, восприятие, внимание, намерение, все виды мыслей и сознание призваны помочь нам обрести прозрение в природу непостоянства.

Более подробные инструкции по этой исцеляющей медитации смотрите в новой книге Бханте Гунаратаны «Медитация на восприятии».

ИСЦЕЛЯЮЩАЯ МЕДИТАЦИЯ 2 | Ум также меняется

Пока мы наблюдаем за изменчивой природой наших переживаний, то замечаем, что ум не остается неизменным, когда начинает осознавать изменения в обусловленных вещах. Мы узнаем, что когда ум замечает изменения в других вещах, он также меняется. Иными словами, наше осознавание непостоянства также непостоянно.

1. Чтобы на опыте пережить изменения ума, следуйте описанным выше шагам для медитации на непостоянстве шести чувственных объектов.

2. В этот раз сосредотачивайтесь не на изменениях в объектах восприятия, а на изменениях в уме, что воспринимает эти объекты.

3. Ясно подмечайте, насколько часто ум изменяет свой фокус восприятия, мгновенно переключаясь со внешних на внутренние объекты.

4. Отмечайте, что ум, вместе со всем остальным, что существует, вовлечен в постоянные и неостановимые изменения.

Когда осознанность и сосредоточение устойчивы и работают вместе, в команде, мы подмечаем бесчисленные тонкие изменения, которые одновременно происходят в наших уме и теле. Глубокая осознанность начинает осознавать мельчайшие изменения и проливает на эти изменения свет. Мощное сосредоточение в сочетании с осознанностью фокусирует ум, чтобы мы могли ясно увидеть действие непостоянства.

Более подробные инструкции по этой исцеляющей медитации см. в новой книге Бханте Гунаратаны.