Период коронавируса: практики для буддистов

Объяснения, советы и практики на этой странице предназначены для практикующих буддистов и тех, кто хотел бы применять буддийские методы как дополнение к базовым техникам осознанности. Эта страница регулярно обновляется. Молитвенные практики, рекомендуемые уважемыми учителями нашего времени, приведены в нижней части страницы.

Буддийская логика: карма как причина

Появление и распространение коронавируса – как и любого другого инфекционного заболевания – с буддийской точки зрения определяется нашей кармой (отпечатками намерений): индивидуальной (какие действия – в первую очередь причиняющие вред телам других существ – мы совершали в прошлом?) и групповой.

Чистая земля Будды Медицины

Групповая карма представляет собой совокупность наших личных кармических отпечатков – включая те, которые мы совершали совместно. К примеру, наше совместное участие в мясной индустрии или групповая поддержка боевых действий и актов насилия создают соответствующие кармические отпечатки, которые в будущем созревают как четыре вида следствий: (1) обретение конкретного типа рождения, (2) склонность к конкретным действиям, (3) наши переживания в этой жизни (к примеру, переживание болезни или затруднений при получении лечения) и (4) особенности окружающей нас среды (к примеру, наличие в местности вокруг факторов, способствующих или препятствующих выздоровлению). 

Его Святейшество Далай-лама часто рекомендует рассматривать мировые новости как материал для осмысления действия законов кармы; полученное в результате понимание побудит нас переосмыслить собственное поведение, глубже присмотреться к собственным омрачения и в конечном итоге зародить решимость полностью выйти за пределы компульсивных цепочек загрязненных причин и следствий.

На основе понимания сложности кармических цепочек и возможности их очищения на относительном уровне, мы также начинаем упражняться в применении четырех противодействующих сил – основного психологического механизма, который очищает и ослабляет созревание отпечатков. Эти четыре силы могут объединяться не только с классическими практиками очищения (к примеру, визуализацией и начитыванием мантры Ваджрасаттвы), но и с любой созидательной активностью, которой мы занимаемся – включая наши медитации на устойчивости ума, любящей доброте, сострадании или методы даяния и принятия.

Индивидуальная и групповая карма влияет не только на события, связанные со страданиями – к примеру, пандемию вируса – но и на способность человечества предпринимать необходимые действия, и в том числе ограничить распространение инфекции, найти необходимую вакцину, распространить ее по всему миру и в конечном итоге целиком пересмотреть свое отношение как к вопросам здравоохранения, так и к миру природы и окружающей среды. Любые конструктивные действия и практики, совершаемые нами сейчас, повлияют на общую взаимозависимость на уровне нашего локального сообщества и всей планеты в целом – и потому мы не должны опускать руки или позволять себе действовать на основе животных инстинктов. Акты сострадания, доброты и понимания будут распространяться по всему миру и влиять на все, что происходит с человечеством в целом.

Чтобы глубже познакомиться с темой кармы, изучите следующие материалы:

Доктор Алекс Берзин – Основные аспекты кармы 

Досточтимая Робина Куртин – Вводный курс по буддийской психологии (омрачения и карма)

Доктор Алекс Берзин и Джон Ландау – Коллективная карма и природные явления

Достотчимая Тубтен Чодрон – Открытые лекции по тексту «Колесо острого оружия»

Омрачения как отклик

Будда Медицины. Автор тханки неизвестен.

Любые переживания, с которыми мы сталкиваемся, вызывают в нашем уме три вида чувств – приятное, неприятное и нейтральное – и три возможных психологических отклика: деструктивный (или омраченный), нейтральный и конструктивный. Четыре главных примера конструктивных отклика – это сострадание при виде/переживании страданий, сопереживающая радость при виде счастья и любящая доброта в периоды относительно нейтральных состояний. В идеале эти состояния сопровождаются качеством равностности, которая уберегает нас от избыточных умственных колебаний, и качеством мудрости (исключительных уровней здравого смысла). Другие благотворные умственные состояния – щедрость, этическая аккуратность и так далее –весьма многочисленны, но имеют одно объединяющее свойство: все они проистекают из понимания взаимозависимости (как на уровне причин и следствий, так и на уровне взаимосопряженности различных явлений).

Деструктивные отклики – это умственные состояния, основанные на преувеличении свойств объекта. К примеру, гнев как отклик преувеличивает негативные свойства явления; привязанность – привлекательность объекта, а гордыня – наши достижения и качества в противоположность качествам всех остальных существ. Все эти неконструктивные состояния объединяет их неспособность принять в расчет взаимосопряженность явлений и отсутствие независимого личного «я» (равно как и независимой самости явлений). В силу страха по поводу онтологического статуса собственной личности, мы переживаем омраченные умственные состояния и под их влиянием совершаем действия, которые причиняют вред и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе. 

В конечном итоге практика должна привести нас к полному устранению омрачений; на непосредственном уровне, однако, мы знакомимся с противоядиями, которые позволяют нам противодействовать каждому конкретному беспокоящему умственному состоянию отдельно и таким образом изменяют наши умственные привычки.

См. Досточтимая Робина Куртин – Коронавирус и так плох; зачем на еще и страх?

Досточтимая Робина Куртин – Вводный курс по буддийской психологии (омрачения и карма)

Для того, чтобы заменить деструктивные отклики на конструктивные, мы применяем практики тренировки ума (или «преобразования отношения» – тиб. лоджонг), что сказывается и на уровне нашего психологического комфорта, и на совершаемых нами действиях (что, в свою очередь, также повлияет на созревание кармы в долгосрочной перспективе).

ЕС Далай-лама – Здоровье и работа с болезнью и травмой

Досточтимая Тубтен Чодрон – Книга «Тренировка ума»

Преобразование невзгод в путь (лекция из цикла «Тибетский буддизм с самых основ»)

Онди Уилсон – Преобразование невзгод в радость

Ниббида, великое сострадание и бодхичитта

Осмысляя происходящее на мировом уровне и в нашей личной жизни, мы можем в первую очередь заметить переживаемый нами и другими существами дискомфорт. Самые разнообразные эмоции, возникающие по поводу мировых и локальных событий в целом, одновременно напоминают нам о необходимости работать над улучшением мира и о том, что сама по себе сансара – существование в контексте загрязненных совокупностей тела и ума – по умолчанию предполагает неожиданно возникающие страдания боли, регулярно возникающие страдания перемен и постоянно присутствующее всепронизывающее страдание обусловленности.

Глубоко размышляя над тремя видами страданий – и особенно над тем, что дискомфорт всех видов продолжить возникать неожиданно в силу загрязненного состояния нашего ума – мы порождаем состояние отречения, которое на пали называется ниббидой: трезвым разочарованием в способности совокупностей приносить устойчивое удовольствие. Это отречение побуждает нас устремиться к свободе на одном из двух уровней, характерных для практики махаяны: (1) мы желаем достичь перерождения в Чистой Земле Будды Амитабхи, где сможем в оптимальных условиях быстро достичь просветления, и при этом (2) порождаем бодхичитту – устремление к достижению полного пробуждения ради блага всех живых существ, которые также нуждаются в освобождение от того же цикла бессмысленных страданий.

Хотя для достижения пробуждения – как на пути колесницы совершенств, так и на пути ваджрной колесницы – потребуется длительное время и упорная практика, мы уже сейчас можем использовать неудачные обстоятельства, чтобы:

  1. Глубже распознать реальность страдания и укрепить свое разочарование в загрязненном существовании.
  2. Распространить возникшее понимание страданий на всех живых существ и так породить вселенское сострадание, которое становится основой бодхичитты.
  3. Посвящать любые создаваемые нами заслуги тому, чтобы все существа достигли перерождения в чистой земле Будды Амитабхи, а в будущем также достигли совершенного и полного пробуждения.
  4. Посвящать любые создаваемые нами заслуги тому, чтобы все существа во всех мирах были свободны от всех страданий, болезней (в том числе инфекционных), войн и их причин.
  5. Практиковать «принятие и даяние» (тонглен), мысленно забирая страдания всех существ и отдавая им корни счастья и пробуждения. Эта практика становится особенно мощной, если мы предваряем ее медитацией на «уравнивании и замене себя и других», которую преподал Шантидева (см. краткое описание в книге «Тренировка ума»).
  6. Изучать и практиковать методы Чистых Земель, чтобы подготовить свой ум к неизбежной смерти – даже если она случится через много десятилетий (или через несколько минут).

См. Философия и практика традиции Чистых Земель (цикл лекций)

Очищение восприятия: учения ваджрной колесницы

Затрагивая особые аспекты учений ваджрной колесницы, Дуджом Ринпоче в своем учении «Сердечная сущность дакинь» отмечает, что крупные инфекционные заболевания связаны с необходимостью очищения самай, или «сближающих практик» – практик, которые сближают нас с чистым восприятием и переживанием нашей собственной природы будды. Поскольку сущностная самая состоит в поддержании условной и окончательной бодхичитты, в данном контексте практика требует от нас тренировки в чистом восприятии себя, других существ и всей вселенной и применения особых очистительных методов, которые очищают наши «сближающие практики» с помощью единства мудрости и сострадания.

Краткая медитация на основополагающей благости

Какие практики рекомендуют выполнять учителя?

Зеленая Тара работы Вилвин Педерсен

Все приведенные выше объяснения, посвященные логике кармы, омрачений, отречения, сострадания, бодхичитты и чистого восприятия могут применяться в контексте технических практик, которые включают в себя как различные формы медитации шаматхи и випашьяны (в том числе медитацию на четырех безмерных, принятии и даянии и так далее), так и различные молитвенные практики, используемые в тибетской традиции. 

Для тех, кто только начинает строить свою практику медитаций сосредоточения и анализа, мы рекомендуем наш плейлист с медитациями на сострадании.

Некоторые из рекомендуемых молитвенных практик таковы: 

Мантра Тары: ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СВАХА (в тибетском произношении: ОМ ТАРЕ ТУТТАРЕ ТУРЕ СОХА) – рекомендованная Его Святейшеством Далай-ламой. Подробнее о развернутых способах накопления мантры Тары можно прочесть здесь.

Песнь, обращенная к Маме-Таре в зловещие времена
(Может сопровождаться начитыванием мантры Тары)

Горе и надежда: молитва к Гуань Инь

Двадцать одно восхваление Тары
(Рекомендовано Чокьи Ньима Ринпоче)

Молитва, что спасла Сакья от болезни
(Рекомендована Сакья Триченом Ринпоче, Джецун Кхандро Ринпоче и ламой Сопой Ринпоче. Чтобы получить устную передачу на эту молитву, посмотрите данное видео от Сакья Тричена Ринпоче)

Дхарани Богини Парнашвари
(Рекомендована Чокьи Ньима Ринпоче, Сакья Триченом Ринпоче и Дзонгсаром Кхьенце Ринпоче)

Краткая практика Будды Медицины: Забчема 
(Практики Будды Медицины рекомендованы Гарченом Ринпоче)

Развернутая практика Будды Медицины
(Практики Будды Медицины рекомендованы Гарченом Ринпоче)

Шесть ваджрных строк: молитва к Гуру Ринпоче об устранении препятствий
(Рекомендована Кхенченом Намдролом Ринпоче)

Какую бы практику мы ни выполняли, жизненно важно сопровождать их умственными состояниями любящей доброты, сострадания, веры и понимания взаимозависимости/пустотности. Перед тем, как начинать практику, мы порождаем устремление бодхичитты, а в конце выполняем обширные молитвы посвящения заслуг (в том числе с помощью «Молитвы, что спасла Сакья от болезни» или молитвы посвящения из текста Шантидевы).